Обзор белорусского рынка экологичных продуктов (часть 4)

Обзор белорусского рынка экологичных продуктов (часть 4)

В продолжение обзора белорусского рынка экологичных продуктов, поговорим о гринвошинге. Буду приводить примеры, касающиеся продуктов питания. Про гринвошинг в косметических товарах я уже делала отдельный пост.

О гринвошинге, или как покупателей вводят в заблуждение

Кроме товаров с настоящими экомаркировками, в магазинах Минска можно увидеть множество товаров с надписями «эко», «органик», «био»,  которые в массе своей являются исключительно пиаром и рекламой. Эти товары только демонстрируют экологичность, но не являются таковыми в реальности.

Это и есть гринвошинг —  введение потребителей в заблуждение относительно экологичности тех или иных товаров, услуг, проектов или компаний.

Автором термина greenwashing (от англ. green — зеленый и whitewash — отбеливание) — в буквальном  переводе  «зеленое отмывание»  или  «зеленый камуфляж» —  является американский биолог и эколог-активист Джей Вестервельд (Jay Westerveld). Впервые он использовал этот термин  в одной из  своих  работ еще  в 1986 году.

С тех пор прошло много лет, а количество гринвошинга выросло поистине в космических масштабах.

Мы сталкиваемся с ним ежедневно, заходя в магазин за продуктами, косметикой или бытовой химией. Маркетинговые службы компаний работают не покладая рук, а потому, разместив на товаре значок «Био», «эко», «100 % органик», производитель декларирует пользу для здоровья и избавление от разных проблем.

Гринвошинг от компании Milford в магазине «Евроопт»

К наиболее распространенным приемам  гринвошинга относятся:

— слишком общие утверждения;

— бездоказательные утверждения;

— ложные заявления;

— несуществующие маркировки.

Среднестатистическому покупателю довольно сложно распознать «гринвошинг». Ведь одно из основных отличий недобросовестного экомаркетинга в том, что затраты компания на экорекламу гораздо больше, чем на инвестиции в экотехнологии для снижения негативного воздействия на природную среду.

Мой любимый пример самодекларации «Organic» от Mr.Ricco

Гринвошинг это не только обман покупателей, введение их в заблуждение. Его обратная сторона  – это подрыв доверия к настоящим экосертифицированым товарам и компаниям, которые их производят.

Компании, которые производят настоящие экологические товары, в своей деятельности руководствуются международными экологическими стандартами, которые предусматривают производство продукции, наносящей минимальный ущерб окружающей среде на всех стадиях жизненного цикла.

Продукты компании Аривера с настоящей экомаркировкой

Компания, которая занимается гринвошингом, только на словах декларирует заботу об окружающей среде, использование экотехнологий и заботу о здоровье человека.

Как покупателю распознать «гринвошинг» ?

Доверия покупателей безусловно заслуживают продукты, на которых стоит экомаркировка,  которая подтверждена  международно-признанным экологическим сертификатом.

Чаще всего в магазинах Минска можно встретить товары с маркировкой Органик Евролист.  Рядом со значком всегда должен располагаться кодовый  номер органа контроля и местом выращивания сельскохозяйственного сырья, из которого состоит продукт. Хотя у  некоторых европейских стран сохранились свои национальные маркировки, но они наносятся на продукцию только вместе с евролистком.

Также в магазинах есть товары с экомаркировкой  “Fair Trade” –  справедливая торговля. Эта маркировка означает, что продукт произведен без применения детского труда, местным сообществом работников и закуплен за справедливую оплату. Обычно эта экомаркировка наносится на кофе.

Маркировка Fair Trade говорит о «справедливой торговле» — за этот кофе местная община получила справедливую оплату. Товар представлен в магазине «Евроопт»

Встречаются в магазинах и товары с российской экомаркировкой «Листок жизни», которая входит в глобальную сеть экомаркировок GEN. В частности, можно купить сок для детей «Спеленок».

Если же на товаре нет настоящей  экомаркировки, но есть логотип со словами   «натуральный продукт», эко или био – нужно внимательно изучать состав. Тогда вы увидете, натуральный ли это продукт или только мимикрия под него.

Можно ли победить «гринвошинг» ?

Помочь в борьбе с гринвошингом может только государство, путем внесения изменений в законодательство.

И, конечно, информирование потребителей на постоянной основе!

Свой вклад в борьбу с гринвошингом  могут внести  экологические организации вместе с обществом защиты прав потребителей, и экоблогеры, занимаясь широким просвещением потребителей.. Когда покупатель знает, как отличить настоящий экопродукт от подделки, никакие ухищрения псевдо экомаркетологов не будут работать.

На этом пока заканчиваю свой рассказ  о том, что такое гринвошинг. Расскажите, встречались ли вам в магазине «неправильные» маркировки и как вы выбираете продукты в магазине, читаете ли состав.

Поделитесь!

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *