Обзор белорусского рынка экологичных продуктов (часть 2)
Представляю вторую часть своего обзора рынка экологичных продуктов в Беларуси. Здесь познакомимся с портретом типичного потребителя эко- и органических продуктов и товаров, увидим, есть ли изменения в динамике за 2017 и 2018 годы. Также посмотрим, есть ли отличия у белорусских и российских покупателей, которые выбирают экотовары.
Портрет типичного потребителя экопродуктов
Спрос на экопродукцию со стороны потребителей в Беларуси есть, о чем свидетельствуют данные опроса посетителей экологического фестиваля «Пастернак» в 2017 году. Опрос был проведен Центром системных бизнес-технологий Satio. Исследование проводилось методами личных интервью, объем выборки составил 210 человек.
Итак, кто при покупке товаров отдает предпочтение экопродуктам?
Согласно результатам исследования, портрет типичного потребителя экопродуктов таков: это женщина 25-30 лет, молодая мама, которая покупает экопродукты из-за их пользы для здоровья и отсутствия «химии» в составе. Также является активным пользователем социальных сетей, часто занимается спортом, следит за здоровьем и беспокоится о здоровье своей семьи.
Социологическое исследование, которое было проведено в августе 2018 года Информационно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь «рисует» похожий портрет типичного потребителя экологических продуктов в стране: это женщина в возрасте до 40 лет, имеющая высшее образование.
Польза для здоровья – основной мотив покупки эко-продуктов для большинства посетителей фестиваля (81,1%). Каждый третий посетитель отмечает безопасность такой продукции для окружающей среды (31,5%). Для 17,7% респондентов одной из причин покупки эко-продуктов выступает тот факт, что такие продукты не тестируются на животных.

Экологическую продукцию обычно покупают на фестивалях, в гипермаркетах или в специализированных магазинах. Потребители эко-товаров готовы переплатить за натуральность и экологичность продуктов и косметики. Мнения о цене таких продуктов разделились: 41,9% опрошенных согласны с тем, что органические продукты должны быть дороже тех, что продаются в масс-маркете, и, 39,5% посетителей считают, что эко-продукты не должны отличаться по цене.
Если сравнить полученные социологические данные о том, кто является потребителем экопродукции в Беларуси и России, то мы увидим очень близкие результаты.
Согласно исследованию, которое провели в ноябре 2017 – январе 2018 гг. в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России, НП «Экологический союз» и экобюро GREENS, типичный потребитель экопродукции это:
Женщина в возрасте 18-35 лет, с высшим образованием, чаще без детей, интересуется туризмом, ЗОЖ, музыкой и рукоделием, работает менеджером или фрилансером, ходит в магазин с экосумкой, имеет другие экопривычки.
Другие «зелёные» привычки респондентов:
Стараюсь брать меньше пакетов
Экономлю ресурсы (электроэнергию, воду)
Собираю и сдаю опасные отходы
Стараюсь чаще выбирать экотовары
Стараюсь сортировать мусор и сдавать его в переработку
Выбираю товары с минимальной упаковкой
Сдаю макулатуру
Другое: (13,93%), из них > 50% вегетарианство, веганство
Растущее внимание потребителей к состоянию своего здоровья подтверждается модой на здоровый образ жизни (clean life) — одним из трендов 2018 года в Европейском союзе по данным Euromonitor International. Представители молодого поколения, миллениалы, все чаще отказываются от употребления табака, алкоголя и других вредных привычек, становясь последователями ЗОЖ.
Постепенно и бизнес начинает идти навстречу таким потребительским настроениям: широко распространяются курсы йоги, онлайн курсы по здоровому питанию и экопривычкам. Производители напитков и продуктов питания также перестраивают свой ассортимент: появляется больше безалкогольного пива, органических соков, низкоуглеводных газированных напитков, обезжиренных или безлактозных продуктов.
Обзор белорусского рынка экологичных продуктов (часть 2): 1 комментарий
Элеонора, классный пост! Очень понравился термин clean Life. И портреты эко-потребителей. И созданные! С удовольствием прочитала!