Ответственное потребление: какие экопродукты можно найти в магазинах Минска

Ответственное потребление: какие экопродукты можно найти в магазинах Минска

Продукты компании Аривера с настоящей экомаркировкой

Я уже рассказывала, какие продукты с экомаркировками 1 типа (Европейский лист, Листок жизни, Северный лебедь и т.д.) есть в сетевых магазинах Москвы (http://lifeispleasure.ru/2018/08/20/%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE-%D0%BB%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%B5-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%8B/.) Здесь написала о том, что в Ашане появились  отдельные полки с  экосертифицированными товарами; в Перекрестке – витрины с фермерской продукцией с ограниченным сроком годности. И теперь, приехав в Минск, решила провести такое же исследование на местном рынке.

Хорошая новость – в сетевых магазинах Минска есть продукция с настоящими экомаркировками!

Сегодня белорусский рынок следует мировым трендам, где растет  спрос на натуральные и экологичные продукты.  Продвинутые потребители стали больше внимания уделять своему здоровью и окружающей среде: они начали отдавать предпочтение в пользу  экологичных товаров\натуральной\фермерской продукции.

Поэтому в магазинах  можно увидеть продукты питания, косметику, бытовую химию, на упаковке которых написано «эко», «органик», «био», «100% органик» и т.д. Однако, как и в Москве, довольно редко эти товары являются настоящими экопродуктами. Как правило, надписи на упаковке – это скорее ловкий маркетинговый ход, ответ на запрос покупателей, которые заботятся о своем здоровье и ищут качественные продукты питания.

И вот здесь начинается некоторая неразбериха, потому что  происходит банальная подмена понятий.

Если мы говорим о продуктах питания, то названия  «эко», «био» и «органик» – это де-факто синонимы, которые обозначают экологически чистые (или корректнее сказать – экологически безопасные) продукты, произведенные с соблюдением принципов органического сельского хозяйства. Согласно европейским и американским стандартам органического сельского хозяйства, надпись “organic” (“bio” или “eco”) показывает, что не менее 95% содержимого по весу (за вычетом веса соли и воды) является органическим. Надпись “made with organic” означает, что не менее 70% содержимого является органическим продуктом. Надпись находится на лицевой или верхней стороне упаковки, а за ней может следовать до трех наименований компонентов продукта. Надпись “less than 70% of content is organic” означает, что менее 70% содержимого является органическим. При этом на упаковке может быть приведен список органических компонентов, однако слово “organic” не может быть использовано на лицевой стороне упаковки.

Экомаркировка с номером сертификата и названием сертифицирующей организации

Для того, чтобы рядовому покупателю разобраться, что продукт, на котором написано «органик», «эко», «био», «100% натуральный»  и есть тот самый экопродукт, ему необходимо либо читать очень внимательно состав на этикетке  или выбирать товар с экомаркировкой 1 типа.

Если на упаковке продукта есть экомаркировка, это значит, что товар прошел экспертизу и его экологическая безопасность подтверждена процедурой сертификации, основанной на жизненном цикле продукта: от выбора сырья до переработки.

В сетевых магазинах Минска я нашла товары с европейской экомаркировкой, как российских производителей, так и иностранных.  Выделенных полок с экопродукцией не было – во всяком случае, в Евроопте, товары с экомаркировкой «Европейский листок» нашлись рядом с аналогичным товаром без экомаркировки.

Товары с экомаркировками в Евроопте

Товары с экомаркировкой размещены на полках с обычной продукцией

 

Маркировка Fair Trade — «справедливая торговля» говорит о том, что за этот кофе местная община где-то в Латинской Америке получила справедливую цену

Еще одна модная в последнее время тема  и в Москве и в Минске – это натуральные и фермерские продукты.

В России есть сеть магазинов «ВкусВилл», в которых продаются  натуральные и фермерские продукты.  Компания позиционирует себя  как магазин натуральных и здоровых продуктов.  Еще несколько лет назад, когда «Избенка» и «ВкусВилл» только начинали работать, магазинов было очень мало. И это были даже не магазины, а скорее прилавки в торговых центрах.

Прошло несколько лет, и теперь магазины «ВкусВилл» открываются повсюду. Они есть практически в каждом торговом центре, рядом со станциями метро.  Расширение сети «ВкусВилл» говорит о том, что натуральный и здоровый продукт нужен покупателю. Потребитель готов платить за качественную здоровую еду.

В Минске, насколько я успела разобраться, пока нет магазинов подобных «Избенке» и «ВкусВиллу».

Однако есть небольшая  сеть супермаркетов “GREEN”, который выделяется среди обычных сетевых магазинов, заявляя о себе как о «социально ответственной компании, заботящейся о здоровье и благополучии нации».  На сайте компании написано, что они делают акцент на «здоровые» и качественные ингредиенты.

В магазине “GREEN” под торговой маркой «Местное Известное» продаются натуральные продукты. На сайте магазина об этом написано так: «МЕСТНОЕ ИЗВЕСТНОЕ» — это торговая марка правильного питания – вся продукция натуральная, выращенная в экологически чистых местностях, как в Беларуси, так и за её пределами».

Вот несколько примеров с товарами из супермаркета “GREEN”

Товар с брендом «Местное Известное»

На полке с эко- био товарами я увидела  «Пшеница. Зерно для проращивания» компании ЛаКоМе . Об  истории с  неправильной  «органической» экомаркировкой  этой торговой марки я читала на портале  LookBio пару лет назад.  На продукте ЛаКоМе  «Овес. Зерно для проращивания»   ЛаКоМе вдруг появилась экомаркировка Европейский лист и название швейцарского сертификатора IMO Control –  неправильно оформленные. По результатам  исследования портала  оказалось, что экомаркировка была нанесена ошибочно, о чем заявили на предприятии.

Товары от компании ЛаКоМе

На упаковках товаров ЛаКоМе в Минске экомаркировок не обнаружено. Только значки  «100% натурально» и  «Не содержит консервантов».  Знак   «ХАССП ИСО 22000» означает, что товар произведен в соответствии с требованиями контроля качества на пищевом предприятии и регламентом  Таможенного союза TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». В регламент включено требование о внедрении ХАССП как важнейшей составляющей международного стандарта ISO 22000:2005 (система менеджмента безопасности на производстве пищевых продуктов). В российской системе стандартизации этот стандарт известен как ГОСТ Р ИСО 22000-2007.

«МЕСТНОЕ ИЗВЕСТНОЕ» и Долина жизни в супермаркете «GREEN» в Минске

Фермерские товары на полке «Местное Известное»

Знак «Живой продукт» для привлечения внимания покупателей

В связи с тем, что в настоящее время отсутствует законодательство, регулирующее  рынок органической и натуральной продукции, производитель может без каких-либо последствий для себя назвать свой продукт как угодно, чтобы угодить запросам потребителя.  Поэтому  в магазинах так много «100% натуральных» продуктов,  органических майонезов, био каш и т.д.  Однако нужно помнить, что не все с надписью «эко» действительно «эко».

Надпись «Не содержит пальмового масла» — новое явление. Появилось на фоне публичных обсуждение о вреде пальмового масла

Порция гринвошинга  от компании Milford

Поэтому будьте внимательны, и,  выбирая товар, читайте этикетки.

Хороших вам покупок!

P.S.  Из последних новостей  развития рынка органических продуктов в Беларуси. 2 октября 2018 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят во втором чтении  проект Закона Республики Беларусь «О производстве и обращении органической продукции», внесенный Советом Министров Республики Беларусь.

Ждем продолжения и утверждения!

 

 

 

Ответственное потребление: какие экопродукты можно найти в магазинах Минска: 2 комментария

  1. Я стараюсь тоже теперь искать и покупать эко продукты у нас в Эстонии. Совсем полностью не перейти, очень уж дорого. Но крупы, всякие вкусняшки для десертов покупаю только в специальных магазинах.

    1. Александра, обычно я выбираю натуральные фермерские продукты — теперь они появились в магазинах. Из экопродуктов покупаем вино — удивительно, но он по цене, как обычные испанские или чилийские вина) Крупы тоже берем эко) А в Эстонии, в Таллине в частности, много специализированных эко магазинов ? В Минске их пока нет совсем. Только интернет-магазины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *