Мифы устойчивого потребления

Мифы устойчивого потребления

В продолжение темы об устойчивом потреблении и производстве, публикую перевод статьи , размещенной  в блоге  WorldWatch Institute в рубрике «Устойчивость все ещё возможна?» (Is Sustainability Still Possible ?)  о мифах устойчивого потребления. В целом я разделяю мнение автора статьи  Alison Singer, которая основана на исследованиях Nordic Research Group. Статья была написана  в   2013 году, но все еще очень актуальна. Поэтому  решила перевести её  и разместить в своем блоге.

По всему миру концепция устойчивого потребления рекламируется как путь будущего, изменение образа жизни и ценностей, которое обещает «зеленый рост» — экономический рост, который не будет наносить ущерб  окружающей среде. Эта концепция была принята и поддержана политиками, потребителями и  промышленным сектором, хотя   не обошлось  без препятствий и противоречий.

Идея заключается в том, что, предоставляя потребителям выбор продуктов, отражающих их новые экологические ценности, рынок самостоятельно отрегулирует свой путь к более устойчивому будущему, в котором полки супермаркетов  заполнены экологичными продуктами, а рабочие в развивающихся странах получают справедливую заработную плату за свой труд.

Фото с сайта Pixabay.com

Экомаркировка, налоги на потребление воды и энергии, стимулирование к переработке и вторичному использованию, образовательные и коммуникационные кампании и социальная реклама являются примерами методов содействия устойчивому потреблению, одобренными OECD (Организация  экономического  сотрудничества и развития).

Тем не менее,   устойчивое потребление не устраняет коренную проблему:  этот беспрепятственный экономический рост, независимо от того, насколько экологически настроен, по-прежнему неустойчив. В «State of the World  2013» Энн  Леонард (Annie Leonard) отмечает, что акцент на устойчивом потреблении «отвлекает нас от выявления и требующих изменений от реальных факторов деградации окружающей среды».

Описание  сегодняшних  экологических  проблем  и решений как  индивидуальных вопросов, также  несет в себе  ограничивающий эффект, позволяя людям чувствовать,  что их самая большая сила заключается в совершенствовании их ежедневного выбора».

Nordic Research group в своем  исследовании   пытается развеять мифы об устойчивом потреблении, чтобы помочь политикам предпринять  действительно эффективные меры.  Вера в эти мифы помогает проложить опасный путь к мало результативной  политике правительства.

Наиболее разрушительные мифы, изложенные на недавнем веб-семинаре, заключаются в следующем:

вера в то, что небольшие индивидуальные действия будут иметь большой резонанс и приведут к «эффекту  разлива»;

если все сделают немного, мы будем коллективно добиваться многого;

больше информации ведет к устойчивому поведению.

Причина, по которой эти мифы настолько опасны, заключается в том, что они возлагают бремя ответственности на потребителей вместо производителей, а это, в свою очередь, влияет на экономическую политику и меры, осуществляемые  государством.

Основное внимание по-прежнему уделяется самому потреблению, в отличие от глубоко укоренившегося поведенческого сдвига в сторону сокращения и уменьшения.

Фото с сайта Pixabay.com

Эти мифы позволяют правительству принимать краткосрочные  минимальные меры, такие как налоги на воду в бутылках и полиэтиленовые пакеты, или требования  ярлыков  о принадлежности к классу энергоэффективности на  технике для дома и офиса.  Хотя индивидуальные усилия, безусловно, важны, и это  хорошая отправная точка,  но это не приводит к нужному результату.

Леонард утверждает, что радикальное изменение включает в себя три этапа — большую идею о том, как все может быть лучше; стремление выйти за рамки индивидуальных действий и, наконец, коллективные действия. Упор на устойчивое потребление держит общество твердо закрепленным на точечных мерах  и  увеличивает барьеры для принятия коллективных действий.

Здесь можно познакомиться с оригиналом публикации: http://blogs.worldwatch.org/sustainabilitypossible/sustainable-consumption-myths/

Мой комментарий:  я не согласна с Энн Леонард, что коллективные действия в случае продвижения идей устойчивого потребления и производства – тот самый путь, который сдвинет с места ситуацию и заставит правительство принять нужные законы. Может быть,  где-то это и работает, но в нашей стране – вряд ли.

Мифы устойчивого потребления: 8 комментариев

    1. Анастасия, спасибо! Сейчас изучаю эту тему с разных сторон, и она кажется безграничной. Буду делиться историями

  1. Очень глубокая тема затронута. Интересно почитать про опыт разных стран в этом вопросе! Думаю, что все-таки не так все печально.

    1. Ксения, спасибо за комментарий! Тема и правда необъятная, включает много тем, в том числе и устойчивый туризм и органическое сельское хозяйство. Я пока пишу именно об ответственном потреблении, потому что это близко всем нам. Мы все потребители и ходим в магазин почти каждый день)

  2. Очень тяжело от всего этого! И самое страшное, что столько безразличия вокруг, что никто не задумывается о том, что будет. Здорово, что привлекаете внимание к таким темам!

  3. Мифы эти связаны, боюсь, не только с экологией, но и со многими другими большими и больными темами… Грустно, но кажется, это правда — маленькие индивидуальные шаги не могут привести к серьезным сдвигам. Спасибо за перевод!

    1. Надя, спасибо за отклик! Согласна с тем, что экология здесь — это очень небольшая часть целого клубка проблемных вопросов. Рада, что пост понравился!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *