Об обществе потребления и моделях устойчивого потребления и производства

Об обществе потребления и моделях устойчивого потребления и производства

Я задумала написать цикл статей на тему устойчивого (ответственного) производства и потребления. О том, что это такое, почему это важно для нас всех. И первая трудность, с которой столкнулась — как написать об этой теме просто, доступно и понятно. Не наукообразными словами, которые употребляют эксперты и специалисты, а простым и доступным языком, понятным каждому, кто каждый день ходит в магазины за разными товарами и делает свой выбор.

Почему нужно рассказывать о том, что такое устойчивое производство и потребление?

Сначала скажу о том, почему мне самой интересна тема устойчивого производства и потребления. Этот термин я услышала впервые на одной из международных экологических конференций, году в 2005 или немного позже. Одна из экологических организаций представляла доклад о тенденциях устойчивого производства и потребления в России, показывая, как абсолютно разные факторы увязываются друг с другом; к каким последствиям приводят производство и потребление товаров: загрязнение воздуха, образование отходов производства и потребления, загрязнение почв… С тех пор я интересуюсь вопросами устойчивого производства и потребления, хотя мне так и не удалось поработать в проекте по данной тематике.


В 2014 году я начала сотрудничать с НП «Экологический союз» из Санкт-Петербурга. Эта общественная организация является владельцем и оператором добровольной экологической маркировки I типа (ISO 14024) «Листок жизни» (Vitality Leaf), занимается разработкой эко стандартов и эко сертификацией, а также экологическим просвещением.
И тогда я снова вернулась к теме устойчивого производства и потребления — от организации мы направили запрос в МИД РФ и в Минэкономразвития, чтобы узнать, как Россия участвует в Рамочной Программе по устойчивому потреблению и производству (ООН\ЮНЕП).

Если коротко, то вот ответ, который мы получили: никак не участвует.

В связи с этим приходится проявлять гражданскую инициативу и привлекать внимание общества (наиболее заинтересованных граждан!) к теме ответственного потребления и производства.

Потому что все начинается с процесса производства: любое предприятие, его работа, оказывает влияние на окружающую среду, на экономику, социальное развитие, на нас с вами.
Работа любого предприятия может создавать больше или меньше отходов; загрязнять воздух или устанавливать фильтры для снижения выбросов; следовать эко стандартам производства товаров или нет.
После того, как товар изготовлен и попал на рынок, здесь уже выбор за нами, покупателями. Мы можем отдать предпочтение продукту, изготовленному с учетом эко стандартов. Или выбрать товар от производителя, который не заботится об охране окружающей среды и здоровье человека, а думает только о своих высоких прибылях с минимальными затратами на процессы производства.
Основной задачей устойчивого производства и потребления является устранение взаимосвязи между систематическим экономическим ростом и деградацией окружающей среды из-за повышенного использования ресурсов. Здесь же речь идет об уменьшении количества отходов производства и потребления и снижении нагрузки на климат. Это достигается за счет сокращения материалоемкости и энергоемкости текущей хозяйственной деятельности и благодаря уменьшению выбросов и отходов от добычи, производства, потребления и утилизации.

Есть ли у нас примеры устойчивого производства и потребления?

В мире уже есть много компаний, которые выбирают модель устойчивого производства, и в основной массе это международные корпорации. В этом списке компании, которые работают и в России: H&M, Unilever, IKEA, Samsung, McDonald’s, Starbucks, Toyota, Audi. Список можно продолжать, потому что целый ряд крупных международных компаний и всемирно известных брендов, вкладывают миллионы долларов в циркулярную экономику, пересматривая продуктовые линейки и оптимизируя цепочки поставок.

Почему вдруг? Ответ прост – это запрос потребителя нового типа.

Этот новый потребитель более образован, имеет высокий средний уровень дохода, он активный пользователь Интернета, общается в социальных сетях, и, как правило, проживает в крупных городах. Еще один отличительный признак нового потребителя — чаще это женская половина населения, включая молодых мам.
Этот потребитель следит за современными тенденциями во всем мире. Он заботится о своем здоровье и о здоровье своей семьи, интересуется вопросами окружающей средой. Этот потребитель хочет получать больше информации о конкретном продукте, в частности: ему интересно знать, где, кем, из чего и как были произведены продукты питания и товары, был ли при этом нанесен вред окружающей среды, проводятся ли тесты на животных, как можно утилизировать товар после использования.
Этот потребитель учится правильно выбирать продукцию, читать на этикетках состав товара, учится отличать рекламные слоганы от действительно натуральных и экологичных продуктов.
Важный момент: нужно, чтобы учились не только мы, как потребители, но и бизнес, компании-производители, если они хотят, чтобы покупатель выбрал их товар, выделив среди остальных компаний.
В продолжение цикла статей об устойчивом производстве и потреблении поговорим о следующем: Кто такой ответственный потребитель в России и где его найти? Мифы об устойчивом потреблении. Как компании борются за потребителя? Что такое гринвошинг и как отличить гринвошинг от эко продукции? Как лучше обучать потребителя ответственному выбору товара? Может ли потребитель повлиять на производителя товара и как это сделать?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *